ПРАВА ШКОЛЬНИКА
Права школьника достаточно строго регламетированы – они закреплены в целом ряде законных и подзаконных актах. Кроме того, на школьников по понятной причине распространяются законы, защищающие права детей. Наконец, существуют инструкции, регламентирующие действия школьной администрации и ее взаимодействие с различными госструктурами (районными, городскими и т.д.). Чтобы получить ответ, нужно лишь адресовать его знающему человеку.
Вот примеры вопросов, адресованных Наталье Барложецкой, детскому психологу и педагогу с многолетним стажем работы в школе.
В: Сколько учеников должно быть в классе?
О: Двадцать пять, согласно действующим нормативам. Если количество учеников меньше, зарплата учителя становится заметно меньше, если больше – школа в ряде случаев подвергается штрафным санкциям. Поэтому школьная администрация, «перетасовывая» учеников и даже расформировывая целые классы, стремится обеспечить наличие в каждом класса 25 детей.
В: Можно ли заставлять ребенка убирать класс между уроками и после занятий?
О: Нет. Ребенка могут попросить убрать в классе, но не имеют права обязать делать это. Школьные «уборочные работы» – принудительный труд, который запрещен не только Конституцией Российской Федерации (ст. 37), но и Законом «Об образовании» (ст. 50), в котором прямо сказано: «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».
В: Когда ученик может быть исключен из школы?
О: Исключение из школы является самой серьезной (крайней) мерой воздействия на нерадивого учащегося. Данная мера может быть применена за неоднократные грубые нарушения устава школы, причем только к детям, достигшим пятнадцатилетнего возраста.
В: Может ли учитель заставить ученика посещать факультативные занятия?
О: Нет. В законе «Закона об образовании» (ч.14 ст.50) указано, что ученики гражданских школ не обязаны посещать мероприятия, не предусмотренные учебным планом. Основная общеобразовательная программа – обязательна для школьника, а вот посещение дополнительных занятий может быть только добровольным, учитель не имеет права заставлять посещать факультатив. В каждой школе есть учебный план, в котором расписана основная общеобразовательная программа (для каждого класс: какие предметы, сколько часов и т.д.), а также дополнительные задания, кружки и факультативы.
В: Какие документы необходимы для перевода ученика в новую школу?
О: Для перевода ученика из одной школы в другую по окончанию учебного года необходимо личное дело ученика, заверенное подписью директора и печатью школы, а также медицинская карта ученика. При переводе ученика во время учебного года к этим документам должны быть добавлены дневник ученика, заверенный печатью школы, и выписка текущих оценок по предметам, также заверенная печатью школы. От родителей при этом потребуют заявление и справку о том, что ребенка готовы принять в другую школу (или указания в заявлении, что семья выбывает в другой город или в другую страну). Школы не могут переводить ученика «в никуда» и за этим тщательно следать контролирующие органы.
Исключают ученика если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее его пребывание обучающегося в школе оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права школьных работников, а также нормальное функционирование образовательного учреждения. Принятие решения об исключении обучающегося, не получившего общего образования, имеет достаточно непростой регламент и может быть принято с учетом мнения родителей (законных представителей) ученика, а также с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
В: На каком основании школьника могут оставить на второй год без согласия родителей?
О: При наличии по итогам года двух и более неудовлетворительных отметок. Это достаточное основание для того, чтобы школьника или оставили на второй год, или перевели в класс коррекции. Если в году одна «двойка», то школьник может быть переведен в следующий класс только по согласованию с родителями, которые в этом случае берут на себя ответственность за то, что ребенок повысит знания по предмету в течение года.
В: Можно ли вообще не отдавать ребенка в школу, если у него слабое здоровье?
О: Да. Каждый ребенок имеет право на домашнее образование, о чем прямо сказано в Законе «Об образовании» (ч.3 ст.52). И эта норма закона никак не связана со здоровьем ребенка. При этом обучающийся должен пройти экстернат – аттестацию учащихся, самостоятельно изучающих дисциплины согласно образовательной программе. Имеется «Примерное положение о получении общего образования в форме экстерната» (www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_45619.html), согласно которому «Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам основного общего и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях. Аттестация может быть проведена и в негосударственных учреждениях, прошедших аккредитацию и имеющих право выдавать документы государственного образца».
В: Если ребенок во время занятий, например, сломает руку, кто будет нести за это ответственность?
О: Школа. За жизнь и здоровье (физическое и психическое) обучающихся во время учебного процесса несет ответственность образовательное учреждение согласно Закону «Об образовании» (ст. 32). Школа будет нести ответственность за причинение вреда ученику, если не докажет, что вред причине по ее вине.
Материал взят с :http://school.rambler.ru/rights/59/?page=2